Конституционные диалоги.
Конституция России и мифы древней Греции
Продолжая разговор о конституционных изменениях, хотелось бы поговорить о тех положениях, которые, на первый взгляд, не выглядят обязательными в конституционном тексте и могут быть установлены текущим законодательством. Тем более, что некоторые из них уже закреплены федеральными законами. Такая кажущаяся конституционная избыточность представляется важным проблемным вопросом, который является темой нашего четвертого конституционного диалога.
Не уходя в глубины теоретических рассуждений, отметим, что современные конституции, исходя из сложившихся в конкретной стране общественных ценностей, социальных традиций и нравственных устоев закрепляют нормативный идеал социального порядка и на этой основе регулируют основополагающие общественные отношения. Необходимо подчеркнуть, что современные конституции регулируют не только основы государственного (публично-властного) устройства общества (властеотношения) и охрану прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) – как это было на начальных этапах становления конституционализма. Сегодня конституционное регулирование затрагивает все сферы социальной жизни: экономической, политической, социальной, духовно-культурной организации общества, причем всё более заметное место при этом начинают занимать социальные обязательства государства. Таким образом, основной тенденцией развития государственно-правового устроения общества становится вовлечение в предмет конституционного регулирования всё большего числа социальных взаимосвязей. В итоге происходит расширяющаяся конституционализация коллективной жизнедеятельности.
Разумеется, детализация конституционного регулирования – в зависимости от конкретно-исторических факторов, которые имеют место в конкретной стране, в том числе существующих вызовов для государства и общества, состояния политической и экономической системы и других условий – может быть абсолютно различной. С учетом темы нашего диалога в числе различных оснований, исходя из которых происходит включение того или иного положения в конституционный текст, выделим стабильность правового регулирования. Для обоснования такой акцентуации используем некоторые теоретические положения, сформулированные известным американским социологом Талкоттом Парсонсом, согласно которым ядром общества как социальной системы является стабильный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Отсюда стабильность нормативного порядка определяется как необходимое условие самодостаточности общества.
В этой связи становится понятным, что на конституционном уровне закреплению подлежат, в первую очередь, те положения, которые обеспечивают стабильный нормативный порядок. Если такое представление справедливо (а против него не видно принципиальных возражений), то очевидно, что важнейшим критерием «включаемости» того или иного положения в конституционный текст, разумеется, наряду с другими критериальными показателями, является необходимость его длительного и устойчивого, без существенных изменений действия на регулируемые общественные отношения. Возвращаясь под таким углом зрения к конституционным изменениям, выделим две группы нормативных положений, конституционализация которых может вызвать определенные сомнения.
Во-первых, это ограничения для занятия публично-властной должности, связанные с двойным гражданством, правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации. С одной стороны, такие ограничения вполне понятны и объяснимы. Поскольку, если у человека имеется правовая связь с двумя государствами, то неизбежно возникает вопрос о том, в интересах какой страны он будет действовать, работая в органах публичной власти. Однако, с другой стороны, подобные ограничения уже и так установлены текущим законодательством. Зачем тогда понадобилось закреплять их в конституционном тексте? Ответ достаточно простой. В условиях непрекращающейся идеологической войны, которая ведется против нашей страны, данные ограничения приобретают особое, причем конституционное значение. Для обеспечения стабильности и недопущения произвольной отмены обычным федеральным законом на основе ситуативных политических интересов они подлежат включению в Конституцию.
Во-вторых, это правовые нормы, закрепляющие социальные обязательства государства о минимальном размере оплаты труда, обязательном социальном страховании, адресной социальной поддержке и индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат. Данные положения также могут быть закреплены текущим законодательством. Однако в рамках мировой тенденции конституционализации социальных обязательств государства, а тем более в условиях новых вызовов для всего общества в условиях коронавирусной пандемии, они приобретают конституционное значение. Для обеспечения стабильности и недопущения произвольной отмены обычным федеральным законом на основе ситуативных политических интересов они подлежат включению в Конституцию.
На возражение о том, что конституционное закрепление не исключает возможную отмену в дальнейшем, ответим следующим образом. Поскольку данные нормативные положения вступают в силу при условии одобрения на общероссийском голосовании, постольку они получают свою правовую легитимацию от самого народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране. Вряд ли федеральный законодатель вопреки этому акту народного суверенитета решится их отменить, так как это равнозначно политическому самоубийству. Таким образом, конституционализация рассмотренных положений ставит жесткие преграды на пути их отмены, представляет своего рода цепи, которыми сковывается федеральный законодатель, для того, чтобы в минуты политической слабости он не мог нанести вред российскому народу.
В зарубежном конституционном праве при рассмотрении данного вопроса широко используется так называемая метафора Улисса, которая заключается в том, что Одиссей (по-латински Ulixes – Улисс) приказал привязать себя к мачте, чтобы не быть искушенным сладкими песнями сирен. Обратимся в этой связи к знаменитому эпическому произведению Гомера «Одиссея» и приведем слова, с которыми Одиссей обратился к сотоварищам:
К мачте меня корабельной веревкой надежною плотно
Вы привяжите, чтоб был я совсем неподвижен; когда же
Стану просить иль приказывать строго, чтоб сняли с меня вы
Узы, – двойными скрутите мне узами руки и ноги.
Точно таким же образом российский народ, одобряя на общероссийском голосовании поправку к Конституции, «привязывает федерального законодателя к мачте», не позволяя ему при искушении краткосрочными политическими выгодами и страстями поменять незыблемые конституционные положения под воздействием сладкоголосых популистских песен политических сирен.
Читая Гомера, ещё раз убеждаешься в том, что историческая мудрость человеческой цивилизации, воплощенная в народной мифологии – не только вечная и непреходящая истина, но и прямой завет последующим поколениям.
И мы не являемся тому исключением…