Конституционные диалоги.
Общероссийское голосование:
политические страсти и юридическое содержание
Чем ближе день общероссийского голосования о пятой поправке к Конституции, тем сильнее накаляются страсти и зашкаливает градус идеологического противостояния. В Интернете и средствах массовой информации нередко происходит политизированное рассмотрение предстоящего события, когда главное – это не аргументы, а навешивание политических ярлыков и использование эмоционально нагруженных слов, которые негативно воспринимаются людьми. Так, в информационное пространство – для обозначения общероссийского голосования – целенаправленно запущен уничижительный термин «недореферендум», авторы которого, позиционируя свою позицию как истину в последней инстанции, излагают ее как бы от имени большинства разумных российских граждан. Что было бы чересчур смело.
В преддверии Парада Победы на Красной площади невольно возникают крайне неприятные ассоциации, связанные с этой уничижительной приставкой «недо». Сразу же вспоминаются те ужасные страницы мировой истории, когда именно так – с ее использованием – обозначали представителей неарийской расы, подлежащих полному уничтожению в фашистской Германии. Как-то повеяло дьявольской пропагандой, и мурашки пошли по телу.
Поскольку политикой на Конституционно-правовом форуме мы не занимаемся, то постараемся поговорить об общероссийском голосовании без политических пристрастий, провести его юридический анализ в сравнении с другими формами прямого народного волеизъявления (референдум, всенародное голосование) и обсудить исключительно правовые проблемные вопросы организации и проведения общероссийского голосования. Насколько такое, вообще, возможно в условиях исключительной политизации конституционной реформы ее противниками.
Желающие принять участие в этом пятом конституционном диалоге могут направлять свои материалы на электронный адрес Форума: forum@legal-sense.ru. Кроме того, прямо здесь можно выразить общее отношение к развернутому обсуждению (нравится, не нравится) и добавить свой комментарий по поводу поднятых вопросов. В качестве исходного для обсуждения предлагается проблемный взгляд на общероссийское голосование, который изложен в размещенном здесь авторском материале.
Заключение Венецианской комиссии
о Конституции Российской Федерации 1993 года.
Ж.И.Овсепян. К обсуждению Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
One Comment
Боброва Наталья Алексеевна, д.ю.н., профессор
Н.А. Боброва
профессор, д. ю. н., профессор кафедры
конституционного и административного права
Тольяттинского государственного университета,
Заслуженный юрист Российской Федерации
(г. Тольятти)
Итак, В.А. Черепанов призывает заняться исключительно юридическим анализом. На обложке действующей Конституции РФ написано, что она «принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года». А почему, собственно, не написано, что она принята на референдуме, тем более что определение слова «референдум» и означает «всенародное голосование»? Уже тогда, при принятии Конституции 1993 г., возникло это, по сути, аномальное, алогичное и не всякому простому человеку понятное различие между понятиями «референдум» и «всенародное голосование», коль скоро эти понятия с точки зрения и здравого смысла, и научной теории должны быть тождественными. Достаточно заглянуть в любой политический и юридический словарь или учебник, чтобы в этом убедиться. Однако Конституция РФ принималась не по действовавшему на тот момент Закону «О референдуме», а по специальному Положению, утверждённому Указом Президента Б.Н. Ельцина, в связи с чем потребовался отдельный термин, призванный оправдать принятие Конституции не по Закону о референдуме, по которому Конституция точно не была бы принята, а по указному Положению, облегчившему задачу одобрения ельцинской Конституции с помощью плебисцита, условия признания результатов которого были намного проще и легче тех, которые были заложены в нормах о референдуме.
Плебисцит по одобрению конституционной реформы-2020 тоже не назван референдумом, но несколько по другой причине, и ему придумали другое название – «всероссийское голосование». Но почему же это всероссийское голосование нельзя назвать референдумом? Во-первых, потому, что при этом плебисците условия признания его результатов всё-таки отличаются от более жёстких условий признания результатов референдума. Например, требование об одобрении поправок не менее чем в 2/3 субъектах РФ как бы делается излишним (их уже одобрили законодательные собрания регионов). Во-вторых, референдум по Конституции проводится тогда, когда она или полностью меняется, или вносятся изменения в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ. Это, кстати сказать, ответ на вопрос о том, почему Рабочая группа по поправкам к Конституции РФ не могла вносить поправки в эти главы, ибо это автоматически потребовало бы референдума со всеми вытекающими из этого последствиями (риск неодобрения народом). В‑третьих, часть 1 ст. 135 Конституции РФ гласит: «Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием». И это – самое главное! Причём если бы даже Государственная Дума тремя пятыми депутатов и Совет Федерации тремя пятыми от общего числа своих членов проголосовали за поправки в названные главы (а это в условиях квалифицированного большинства ЕР – отнюдь не проблема!), то Конституция всё равно не позволяет внести эти поправки, так как «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» (часть 2 ст. 135 Конституции РФ). Но ФКЗ о Конституционном Собрании до сих пор нет, следовательно, не существует органа, который-то только и может вынести поправки на референдум.
Практики-конституционалисты и государственные политики будто руководствовались бессмертным афоризмом Виктора Черномырдина: «Не чешите там, где не чешется!». Но вот – зачесалось. А чесать-то и нечем! Конституционного Собрания как не было, так и нет! Учитывая, что в России даже федеральные конституционные законы и даже поправки в Конституцию РФ могут приниматься со спринтерской скоростью, то возникает закономерный вопрос: а что мешало Президенту РФ или другому субъекту права законодательной инициативы сразу же после оглашения Послания Президента РФ от 15.01.2020 года внести в Государственную Думу проект ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ», быстро принять его и подписать? На всё про всё потребовалось бы не так уж много времени, равно как на формирование Конституционного Собрания.
Так что же мешало пойти по очерченному пути? Скорее всего, мешал именно риск неполучения народного одобрения, и в результате был избран другой алгоритм народной легитимации задуманной конституционной реформы, а именно: вместо Конституционного Собрания РФ создаётся Рабочая группа по доработке внесённого Президентом РФ в соответствии со ст. 134 Конституции РФ проекта ФКЗ о поправке Конституции РФ.
Даже в самом названии законопроекта – интрига: слово «поправка» в единственном числе, хотя поправок на самом деле очень много, причём поправок, вносимых во многие статьи. Почему так? Чтобы убедить всех, что поправка всего одна, причём она не меняет в Конституции ничего существенного и не затрагивает её «неисчерпанного потенциала»?
Инициаторам поправок в Конституцию понадобилось внести в неё довольно широкий перечень поправок и при этом: 1) не затрагивать глав 1. 2 и 9 Конституции РФ, что оказалось осуществимо с помощью Рабочей группы, без привлечения Конституционного Собрания РФ, факт отсутствия которого в данном случае послужил на руку инициаторам реформы; 2) легитимировать реформу-2020 в результате плебисцита без референдума, то есть в результате «всероссийского голосования», из которого исчезло слово «народ».
Нет, мы вовсе не иронизируем. Слово «народ» исчезло потому, что «всенародное голосование» по поправкам в Конституцию согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ проводится в порядке, при котором участие Конституционного Собрания РФ обязательно. Учитывая, что Конституционного Собрания нет, понадобилась другая форма легитимации – «всероссийское голосование».
Но кому и почему вообще понадобилась эта легитимация? Разумеется, легитимация понадобилась Президенту РФ, поскольку понадобилась легитимация всего лишь одной, но самой существенной поправки – поправки об «обнулении» президентских сроков легислатуры действующего Президента РФ. И все прекрасно понимают, что суть вовсе не в том, как и каким способом проводится легитимация, а в способе транзита власти, который допускает внесённая депутатом Госдумы В.В. Терешковой поправка об обнулении президентских сроков действующего Президента, позволяющая ему снова баллотироваться.
Именно эта поправка раздражает и Запад, а вовсе не способ её одобрения народом. Кстати сказать, для многих граждан именно этот критерий является определяющим при ответе на вопрос о том, как голосовать за поправки: если Америка и Запад против – значит мы «за». А «критиканам», которые называют голосование по реформе Конституции-2020 «недореферендумом», следует резонно отвечать, что сам Президент РФ данный плебисцит с самого начала референдумом и не называл.