А мы с надеждой в будущее взглянем

Кон­сти­ту­ци­он­ная рефор­ма, о необ­хо­ди­мо­сти кото­рой дав­но гово­ри­ли в рос­сий­ском обще­стве, ста­ла вполне ося­за­е­мой. В Посла­нии Феде­раль­но­му Собра­нию, с кото­рым Пре­зи­дент высту­пил 15 янва­ря 2020 года, про­воз­гла­шен курс на мас­штаб­ные кон­сти­ту­ци­он­ные изме­не­ния, с кото­ры­ми одни все­це­ло соглас­ны, а у дру­гих они вызы­ва­ют пол­ное непри­я­тие. Ина­че и быть не мог­ло, посколь­ку все мы – раз­ные и у каж­до­го из нас свое пред­став­ле­ние о том, какие про­бле­мы явля­ют­ся важ­ны­ми и как их нуж­но решать.

Для одних самое глав­ное – сме­нить суще­ству­ю­щий поли­ти­че­ский режим, поэто­му любые пред­ла­га­е­мые нова­ции, в том чис­ле разум­ные и пози­тив­ные, отвер­га­ют­ся в прин­ци­пе, посколь­ку спо­соб­ству­ют сохра­не­нию суще­ству­ю­щей вла­сти. Дру­гих людей эти вопро­сы не вол­ну­ют, вооб­ще, пото­му что для пол­но­го сча­стья им нуж­но полу­чить деше­вую ипо­те­ку и обес­пе­чить свою семью жильем. У тре­тьих душа болит толь­ко о том, что­бы спа­сти без­на­деж­но боль­но­го ребен­ка, ради чего они гото­вы на любые лише­ния. Так что у каж­до­го – своя прав­да, кото­рая для него самая пра­виль­ная и спра­вед­ли­вая.

При всём при том, объ­ек­тив­но­сти ради, согла­сим­ся с тем, что сей­час дей­стви­тель­но воз­ник­ла ситу­а­ция, когда мож­но что-то поме­нять и сде­лать нашу жизнь чуть луч­ше и чуть счаст­ли­вее. Во вся­ком слу­чае, на это име­ет­ся явно выра­жен­ная поли­ти­че­ская воля руко­вод­ства госу­дар­ства. В любой стране, и Рос­сия не явля­ет­ся исклю­че­ни­ем, все­гда есть люди, кото­рые рату­ют за кар­ди­наль­ные пере­ме­ны со сно­сом уста­рев­ших, по их мне­нию, кон­струк­ций пуб­лич­ной вла­сти, что­бы раз­ру­шить до осно­ва­ния, а затем…? Но даже, если удаст­ся про­ве­сти хотя бы неболь­шую убор­ку в нашем общем доме, что­бы в нем ста­ло чище и сво­бод­нее дышать, то этим уже сто­ит и нуж­но зани­мать­ся.

Вот и хоте­лось бы здесь – на этой стра­ни­це Кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­во­го фору­ма, не ухо­дя в заоб­лач­ные дали иде­аль­но­го устрой­ства обще­ства, о кото­ром меч­та­ли вели­кие мыс­ли­те­ли про­шло­го, обсу­дить имен­но те пути реше­ния назрев­ших про­блем, кото­рые мож­но дей­стви­тель­но реа­ли­зо­вать в ходе пред­сто­я­щей кон­сти­ту­ци­он­ной рефор­мы.

Жела­ю­щие при­со­еди­нить­ся к дис­кус­сии могут направ­лять свои мате­ри­а­лы на почту Фору­ма: forum@legal-sense.ru. Кро­ме того, пря­мо здесь, на этой стра­ни­це мож­но выра­зить общее отно­ше­ние к раз­вер­ну­то­му обсуж­де­нию (нра­вит­ся, не нра­вит­ся) и доба­вить свой ком­мен­та­рий по пово­ду кон­сти­ту­ци­он­ной рефор­мы и обсуж­да­е­мых пред­ло­же­ний.

На осно­ве тако­го кол­лек­тив­но­го осмыс­ле­ния раз­лич­ных пози­ций пред­став­ля­ет­ся разум­ным выра­бо­тать кон­крет­ный вари­ант вопло­ще­ния наших идей в кон­сти­ту­ци­он­ном тек­сте, кото­рый от име­ни кон­сти­ту­ци­он­но­го сооб­ще­ства мож­но было бы напра­вить в Рабо­чую груп­пу по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии попра­вок в Кон­сти­ту­цию Рос­сий­ской Феде­ра­ции, обра­зо­ван­ную Ука­зом Пре­зи­ден­та. Такой уни­каль­ная воз­мож­но­сти доне­сти до руко­вод­ства стра­ны нашу пози­цию в даль­ней­шем может и не пред­ста­вить­ся. Не хоте­лось бы ее упу­стить.

А мы с надеж­дой в буду­щее взгля­нем

Пре­зи­дент­ский зако­но­про­ект о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Закон Рос­сий­ской Феде­ра­ции о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Заклю­че­ние Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда о Законе Рос­сий­ской Феде­ра­ции
о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции.



12 комментариев

  • Аркадий Любарев

    До сих пор я выска­зы­вал­ся в сво­ем ЖЖ толь­ко по пово­ду пред­ла­га­е­мо­го поряд­ка голо­со­ва­ния по поправ­кам. Сей­час мож­но поти­хонь­ку начи­нать гово­рить и о самих поправ­ках. Но пер­вое, что хочу ска­зать: не счи­таю пред­ло­жен­ные поправ­ки каки­ми-то судь­бо­нос­ны­ми. Неко­то­рые из них мне пред­став­ля­ют­ся слег­ка полез­ны­ми, неко­то­рые слег­ка вред­ны­ми. Но общее впе­чат­ле­ние — они все вме­сте менее зна­чи­тель­ны, чем каж­дая из трех попра­вок, вне­сен­ных в 2008 и 2014 годах — уве­ли­че­ние сро­ка пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та и Гос­ду­мы, лик­ви­да­ция Вер­хов­но­го арбит­раж­но­го суда и пра­во Пре­зи­ден­та назна­чать до 10% чле­нов Сове­та Феде­ра­ции.

  • Аркадий Любарев

    У меня дав­но назре­ло пред­ло­же­ние. Оно не фун­да­мен­таль­ное, но вполне про­хо­ди­мое и поз­во­лит решить неко­то­рые юри­ди­че­ские про­бле­мы.
    Пола­гаю, что не менее важ­но, чем при­дать кон­сти­ту­ци­он­ный ста­тус Гос­со­ве­ту, при­дать такой ста­тус ЦИК и, глав­ное, предо­ста­вить комис­сии пра­во зако­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы. Подроб­но­сти — в моем посте (https://lyubarev.livejournal.com/70028.html).
    Пони­маю, что есть более важ­ные вопро­сы, но и этот не сто­ит упус­кать.

  • Аркадий Любарев

    Что­бы не пло­дить ком­мен­та­рии, попро­бую в одном сов­ме­стить несколь­ко вопро­сов.
    1. О поряд­ке голо­со­ва­ния по поправ­кам я писал в сво­ем ЖЖ, но поз­же совет дви­же­ния “Голос” при­нял заяв­ле­ние, отра­жа­ю­щее и мою пози­цию: http://www.golosinfo.org/articles/144022.
    2. Андрей Бузин (https://abuzin.livejournal.com/183024.html) обра­тил вни­ма­ние на то, что зако­но­про­ект о поправ­ках про­ти­во­ре­чит Феде­раль­но­му зако­ну от 04.03.1998 №33-ФЗ “О поряд­ке при­ня­тия и вступ­ле­ния в силу попра­вок к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции”. В нем ска­за­но: “Одним зако­ном Рос­сий­ской Феде­ра­ции о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции охва­ты­ва­ют­ся вза­и­мо­свя­зан­ные изме­не­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го тек­ста”. Мож­но, конеч­но, ска­зать, что ФКЗ выше ФЗ, но зачем тогда нужен ФЗ-33? Тем более что в нем содер­жит­ся вполне разум­ное тре­бо­ва­ние: не нуж­но в один закон впи­хи­вать раз­но­род­ные поправ­ки.
    3. Непо­ня­тен смысл ста­тьи 2 о все­на­род­ном голо­со­ва­нии. Если закон о поправ­ках всту­пит в силу до голо­со­ва­ния, то зачем нуж­но голо­со­ва­ние? Если всту­пит после, то какой смысл в этой ста­тье?
    4. В зако­но­про­ек­те есть важ­ная поправ­ка (может быть, более важ­ная, чем все осталь­ные) о сокра­ще­нии почти вдвое чис­лен­но­сти КС. Поправ­ка, о кото­рой ниче­го не гово­ри­лось в Посла­нии и кото­рую никто не потру­дил­ся обос­но­вать.
    К тому же непо­нят­но, как она будет реа­ли­зо­ва­на. Кон­сти­ту­ция име­ет пря­мое дей­ствие. Как толь­ко поправ­ки всту­пят в силу, КС с чис­лом судей хоть 19, хоть 15, хоть 12 не будет закон­ным. И как уби­рать лиш­них судей? Это долж­но быть в самой поправ­ке.

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    27 янва­ря 2020 года в Обще­ствен­ной пала­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции состо­я­лось оче­ред­ное засе­да­ние Рабо­чей груп­пы по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии попра­вок в Кон­сти­ту­цию, создан­ной в соот­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции.
    Подроб­ная инфор­ма­ция:
    https://www.izak.ru/institute/events/27-yanvarya-2020-goda-v-obshchestvennoy-palate-rossiyskoy-federatsii-sostoyalos-ocherednoe-zasedanie/

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    Экс­клю­зив­ное интер­вью сопред­се­да­те­ля рабо­чей груп­пы по под­го­тов­ке вне­се­ния изме­не­ний в Кон­сти­ту­цию, дирек­то­ра Инсти­ту­та зако­но­да­тель­ства и срав­ни­тель­но­го пра­во­ве­де­ния при пра­ви­тель­стве РФ ака­де­ми­ка РАН Талии Ярул­лов­ной Хаб­ри­е­вой
    https://www.youtube.com/watch?v=VUiougEZ2CA&feature=emb_err_watch_on_yt

  • Гефтер Валентин

    Кол­ле­ги, объ­яс­ни­те, поче­му вы обсуж­да­е­те теку­щую кон­сти­ту­ци­он­ную ини­ци­а­ти­ву свер­ху толь­ко в дихо­то­мии “отверг­нуть — пра­виль­но изме­нить”?
    Поче­му не рас­смат­ри­ва­ет­ся хотя бы гипо­те­ти­че­ски вари­ант откло­не­ния вне­сен­но­го в ГД пре­зи­дент­ско­го зако­но­про­ек­та одно­вре­мен­но с тем, что­бы при­сту­пить сна­ча­ла к реше­нию вопро­са о фор­ма­те их раз­ра­бот­ки и обсуж­де­ния про­фес­си­о­на­ла­ми, а потом в рам­ках той или иной пуб­лич­ной про­це­ду­ры… В том чис­ле вопрос о выбо­ре меж­ду точеч­ны­ми поправ­ка­ми в Кон­сти­ту­цию или ее новой редак­ци­ей — всей или толь­ко отдель­ных глав.

    А после того, как про­це­дур­ные про­бле­мы будут согла­со­ва­ны, мож­но и долж­но при­сту­пить к содер­жа­тель­ной части этой рабо­ты над Кон­сти­ту­ци­ей, если раз решит­ся, како­ва леги­тим­ность ито­го или ино­го пред­ло­же­ния о про­це­ду­рах. В первую оче­редь про­пи­сан­ных в гла­ве 9 дей­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции, о модер­ни­за­ции кото­рой обще­ство долж­но будет дого­во­рить­ся.
    Вот так поша­го­во без спеш­ки и спе­цо­пе­ра­ций, стре­мясь не к опре­де­лен­но­му сро­ку, а к опре­де­лен­но­му резуль­та­ту.
    И не надо про окна воз­мож­но­стей.

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    «Ком­мер­сантъ» при­во­дит сло­ва Гла­вы дум­ско­го коми­те­та по госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству и зако­но­да­тель­ству Пав­ла Кра­ше­нин­ни­ко­ва о голо­со­ва­нии по поправ­кам в Кон­сти­ту­цию – https://www.kommersant.ru/doc/4250361

    По-види­мо­му, сло­ва Кра­ше­нин­ни­ко­ва не совсем точ­но пере­да­ны в газет­ном тек­сте. Соглас­но усто­яв­шей­ся зако­но­да­тель­ной тех­ни­ки в самом законе, как пра­ви­ло, отдель­ной ста­тьей, может быть про­пи­сан поря­док его вступ­ле­ния в силу, в том чис­ле при наступ­ле­нии опре­де­лен­ных усло­вий. В ряде слу­ча­ев, напри­мер, в отно­ше­нии кодек­са, при­ни­ма­ет­ся спе­ци­аль­ный закон о поряд­ке его вступ­ле­ния в силу. Ранее подоб­ные пра­во­вые акты о вступ­ле­нии в силу при­ни­ма­лись и по отно­ше­нию к дру­гим зако­нам. В дан­ной ситу­а­ции всё выгля­дит доста­точ­но про­сто, если не созда­вать поли­ти­че­ский ажи­о­таж. В отдель­ной ста­тье мож­но запи­сать при­мер­но сле­ду­ю­щий текст: «Насто­я­щий закон всту­па­ет в силу после и при усло­вии его одоб­ре­ния на обще­рос­сий­ском голо­со­ва­нии, поря­док про­ве­де­ния кото­ро­го опре­де­ля­ет­ся Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции».

    Вот и всё. И не более того. Обыч­ная зако­но­твор­че­ская прак­ти­ка. И не нуж­но ника­кой поли­ти­че­ской исте­рии. В пост­со­вет­ской исто­рии, вооб­ще, имел место весь­ма инте­рес­ный слу­чай, когда были при­ня­ты, под­пи­са­ны Пре­зи­ден­том и опуб­ли­ко­ва­ны два аль­тер­на­тив­ных и про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу зако­на. Во-пер­вых, это Закон РСФСР от 27 декаб­ря 1991 года № 2116‑I «О нало­ге на при­быль пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций», где объ­ек­том нало­го­об­ло­же­ния явля­лась вало­вая при­быль пред­при­я­тия, умень­шен­ная на затра­ты про­из­вод­ства, кото­рый был вве­ден в дей­ствие с 1 янва­ря 1992 года.
    Во-вто­рых, при­ня­тый ранее Закон РСФСР от 20 декаб­ря 1991 года № 2069‑I «О подо­ход­ном нало­ге с пред­при­я­тий», где объ­ек­том нало­го­об­ло­же­ния являл­ся вало­вой доход пред­при­я­тия, умень­шен­ный на сум­му затрат, вклю­ча­е­мых в себе­сто­и­мость про­дук­ции (работ, услуг), а так­же нало­га на добав­лен­ную сто­и­мость и акци­зов. Закон вво­дил­ся в дей­ствие в сро­ки, согла­со­ван­ные с Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Одна­ко так и не был вве­ден в дей­ствие и нико­гда не при­ме­нял­ся.

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    Состо­я­лась встре­ча Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции с рабо­чей груп­пой по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии попра­вок в Кон­сти­ту­цию. Мате­ри­а­лы встре­чи тре­бу­ют деталь­но­го осмыс­ле­ния. Одна­ко уже сей­час мож­но отме­тить два важ­ных вопро­са, кото­рые посто­ян­но нахо­ди­лись в цен­тре оже­сто­чен­ных дис­кус­сий и сей­час полу­чи­ли свою опре­де­лен­ность.
    Пер­вый вопрос каса­ет­ся про­це­ду­ры голо­со­ва­ния и поряд­ка вступ­ле­ния в силу попра­вок в Кон­сти­ту­цию. Итак, зако­но­про­ект состо­ит из двух ста­тей: пер­вая ста­тья о самих поправ­ках, вто­рая ста­тья – о поряд­ке вступ­ле­ния в силу этих попра­вок. В этой вто­рой ста­тье Рабо­чая груп­па пред­ло­жи­ла при­мер­но сле­ду­ю­щий поря­док. Во-пер­вых, Закон о поправ­ках при­ни­ма­ет­ся в стро­гом соот­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей и Феде­раль­ным зако­ном от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О поряд­ке при­ня­тия и вступ­ле­ния в силу попра­вок к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции» (Одоб­ре­ние Госу­дар­ствен­ной Думой → Одоб­ре­ние Сове­том Феде­ра­ции → Одоб­ре­ние орга­на­ми зако­но­да­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ → Под­пи­са­ние и обна­ро­до­ва­ние Зако­на Пре­зи­ден­том). Одна­ко, во-вто­рых, что спе­ци­аль­но про­пи­сы­ва­ет­ся в ста­тье 2 это­го Зако­на, сами поправ­ки всту­па­ют в силу толь­ко при усло­вии их одоб­ре­ния на все­рос­сий­ском рефе­рен­ду­ме и вно­сят­ся в Кон­сти­ту­цию Ука­зом Пре­зи­ден­та, по ана­ло­гии с поправ­ка­ми в ста­тью 65 Кон­сти­ту­ции при изме­не­нии наиме­но­ва­ния субъ­ек­та РФ. Дан­ная про­це­ду­ра уже рас­смат­ри­ва­лась Кон­сти­ту­ци­он­ным Судом и при­зна­на соот­вет­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции. Тем самым сни­ма­ют­ся все поли­ти­че­ские спе­ку­ля­ции по пово­ду того, что пред­по­ла­га­е­мая про­це­ду­ра при­ня­тия и вступ­ле­ния в силу Зако­на РФ о поправ­ках яко­бы изна­чаль­но не леги­тим­на.
    Вто­рой вопрос каса­ет­ся сро­ков обсуж­де­ния Зако­на о поправ­ках к Кон­сти­ту­ции в Госу­дар­ствен­ной Думе во вто­ром чте­нии. В свя­зи с боль­шим объ­е­мом посту­пив­ших пред­ло­же­ний о поправ­ках (свы­ше 500) Пре­зи­дент пред­ло­жил, не затя­ги­вая, «немнож­ко отло­жить» рас­смот­ре­ние Зако­на во вто­ром чте­нии и попро­сить об этом кол­лег из Госу­дар­ствен­ной Думы. Так что и здесь все поли­ти­че­ские спе­ку­ля­ции о неоправ­дан­ной спеш­ке так­же сни­ма­ют­ся.
    Подроб­ная инфор­ма­ция о встре­че Пре­зи­ден­та с рабо­чей груп­пой по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии попра­вок в Кон­сти­ту­цию доступ­на на его офи­ци­аль­ном сай­те: http://kremlin.ru/events/president/news/62776

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    После состо­яв­шей­ся вче­ра (13 фев­ра­ля) встре­чи Пре­зи­ден­та с Рабо­чей груп­пой по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии попра­вок в Кон­сти­ту­цию в соци­аль­ных сетях появи­лись уни­чи­жи­тель­ные ком­мен­та­рии в отно­ше­нии как Пре­зи­ден­та, так и чле­нов Рабо­чей груп­пы по пово­ду их пол­ной без­гра­мот­но­сти в отно­ше­нии нашей Кон­сти­ту­ции. Мол пред­ла­га­ет­ся про­ти­во­ре­ча­щий Кон­сти­ту­ции поря­док вступ­ле­ния в силу попра­вок к Кон­сти­ту­ции. Что все­рос­сий­ское голо­со­ва­ние, посколь­ку оно не преду­смот­ре­но Кон­сти­ту­ци­ей, ей про­ти­во­ре­чит. Рас­смот­ре­ние Зако­на в пер­вом и вто­ром чте­ни­ях так­же не преду­смот­ре­но Кон­сти­ту­ци­ей, но это не озна­ча­ет, что такое обсуж­де­ние зако­но­про­ек­та про­ти­во­ре­чит кон­сти­ту­ци­он­ным поло­же­ни­ям. А что Пре­зи­дент не может спро­сить людей, что они дума­ют по пово­ду попра­вок? Не может прий­ти в тру­до­вой кол­лек­тив и спро­сить их или про­ве­сти голо­со­ва­ние по это­му пово­ду? Это что запре­ще­но Кон­сти­ту­ци­ей?
    Как юрист с мно­го­лет­ним ста­жем науч­ной рабо­ты и прак­ти­че­ской юри­ди­че­ской дея­тель­но­сти в орга­нах госу­дар­ствен­ной вла­сти и мест­но­го само­управ­ле­ния и как граж­да­нин нашей стра­ны не могу спо­кой­но такое вос­при­ни­мать. Когда всё мажет­ся чер­ной крас­кой и поли­ва­ют гря­зью наше­го Пре­зи­ден­та. И опус­ка­ют­ся порой до улич­ных оскорб­ле­ний, абсо­лют­но недо­пу­сти­мых для нор­маль­но­го пуб­лич­но­го обсуж­де­ния. А обос­но­ван­ная аргу­мен­та­ция под­ме­ня­ет­ся наве­ши­ва­ни­ем поли­ти­че­ских ярлы­ков.
    При­хо­дит­ся напом­нить в этой свя­зи неко­то­рые азбуч­ные юри­ди­че­ские исти­ны о том, что с юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния нуж­но раз­ли­чать, во-пер­вых, поря­док при­ня­тия зако­на и поря­док вступ­ле­ния его в силу, и, во-вто­рых, поря­док вступ­ле­ния в силу само­го зако­на и поря­док вступ­ле­ния в силу струк­тур­ных его еди­ниц (ста­тей, глав, раз­де­лов и др.). И не нуж­но сме­ши­вать эти абсо­лют­но раз­лич­ные пра­во­вые инсти­ту­ты.
    Так вот, в самой Кон­сти­ту­ции ука­зан лишь поря­док при­ня­тия зако­на о поправ­ке, а не поря­док вступ­ле­ния в силу это­го зако­на, тем более его струк­тур­ных еди­ниц – в дан­ном слу­чае двух его ста­тей. Цити­рую Кон­сти­ту­цию: «Поправ­ки к гла­вам 3 — 8 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции при­ни­ма­ют­ся в поряд­ке, преду­смот­рен­ном для при­ня­тия феде­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на» (ста­тья 136 Кон­сти­ту­ции). Даль­ней­шая фор­му­ли­ров­ка этой же ста­тьи о том, что поправ­ки, цити­рую «всту­па­ют в силу после их одоб­ре­ния орга­на­ми зако­но­да­тель­ной вла­сти не менее чем двух тре­тей субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции» при ее адек­ват­ном юри­ди­че­ском тол­ко­ва­нии в дан­ном кон­тек­сте обо­зна­ча­ет лишь обя­за­тель­ность тако­го одоб­ре­ния, а не мгно­вен­ное их вступ­ле­ние в силу после тако­го одоб­ре­ния. Посколь­ку при нали­чии тако­го одоб­ре­ния, далее про­хо­дит еще ряд после­до­ва­тель­ных про­це­дур, лишь при завер­ше­нии кото­рых поправ­ки всту­па­ют в силу.
    Дей­стви­тель­но, посколь­ку закон при­ни­ма­ет­ся в поряд­ке, преду­смот­рен­ном для при­ня­тия феде­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на, то он «счи­та­ет­ся при­ня­тым, если он одоб­рен боль­шин­ством не менее трех чет­вер­тей голо­сов от обще­го чис­ла чле­нов Сове­та Феде­ра­ции и не менее двух тре­тей голо­сов от обще­го чис­ла депу­та­тов Госу­дар­ствен­ной Думы. При­ня­тый феде­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный закон в тече­ние четыр­на­дца­ти дней под­ле­жит под­пи­са­нию Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Феде­ра­ции и обна­ро­до­ва­нию» (часть 2 ста­тьи 108 Кон­сти­ту­ции). А кто же с этим спо­рит? На вче­раш­ней встре­че Пре­зи­ден­та с рабо­чей груп­пой (13 фев­ра­ля) было чет­ко ска­за­но, что после про­хож­де­ния всех этих про­це­дур Пре­зи­дент под­пи­шет и обна­ро­ду­ет этот Закон, кото­рый после тако­го опуб­ли­ко­ва­ния всту­пит в силу. В сте­но­грам­ме засе­да­ния, раз­ме­щен­ной на сай­те Пре­зи­ден­та, в выступ­ле­нии А.А.Клишаса всё это было раз­ло­же­но по полоч­кам.
    Но в отно­ше­нии вступ­ле­ния в силу самих попра­вок, закреп­лен­ных ста­тьей 1 Зако­на, совсем дру­гой раз­го­вор, при­чем чисто юри­ди­че­ский, а не поли­ти­че­ский. Как уже отме­ча­лось, Кон­сти­ту­ция не опре­де­ля­ет поря­док вступ­ле­ния в силу отдель­ных ста­тей Зако­на, он уста­нав­ли­ва­ет­ся самим этим же Зако­ном в соот­вет­ствии со спе­ци­аль­ным Феде­раль­ным зако­ном от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О поряд­ке при­ня­тия и вступ­ле­ния в силу попра­вок к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции».
    Соглас­но усто­яв­шей­ся зако­но­да­тель­ной тех­ни­ки в самом законе, как пра­ви­ло, отдель­ной ста­тьей, может быть про­пи­сан поря­док вступ­ле­ния в силу отдель­ных его ста­тей, в том чис­ле при наступ­ле­нии опре­де­лен­ных усло­вий. Так вот, вче­ра (13 фев­ра­ля) на встре­че Пре­зи­ден­та с рабо­чей груп­пой опять же всё это было обо­зна­че­но. Итак, Закон состо­ит из двух ста­тей. В пер­вой ста­тье содер­жат­ся сами поправ­ки, а во вто­рой опре­де­ля­ет­ся поря­док и усло­вия их вступ­ле­ния в силу. В этой вто­рой ста­тье пред­по­ла­га­ет­ся уста­но­вить, что ста­тья 1, содер­жа­щая поправ­ки всту­па­ет в силу после и при усло­вии их одоб­ре­ния на обще­рос­сий­ском голо­со­ва­нии.
    Таким обра­зом, Закон всту­па­ет в силу после под­пи­са­ния Пре­зи­ден­том и его обна­ро­до­ва­ния, то есть после офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния. Тем самым запус­ка­ет­ся меха­низм обще­рос­сий­ско­го голо­со­ва­ния, преду­смот­рен­ный ста­тьей 2. А вот поправ­ки (в соот­вет­ствии со ста­тьей 2 это­го Зако­на) всту­па­ют в силу толь­ко после и при усло­вии их одоб­ре­ния на обще­рос­сий­ском голо­со­ва­нии.
    И где же здесь про­ти­во­ре­чие Кон­сти­ту­ции? Это обыч­ная зако­но­твор­че­ская прак­ти­ка. Ниче­го лич­но­го и ника­кой поли­ти­ки. Толь­ко ПРАВО. Вот и всё.

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    На сай­те Коми­те­та Госу­дар­ствен­ной Думы по госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству и зако­но­да­тель­ству раз­ме­щен про­ект Зако­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции «О совер­шен­ство­ва­нии регу­ли­ро­ва­ния отдель­ных вопро­сов орга­ни­за­ции пуб­лич­ной вла­сти», под­го­тов­лен­ный ко вто­ро­му чте­нию. См. этот зако­но­про­ект по пря­мой ссыл­ке
    http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/21621307/

  • Черепанов Виктор Алексеевич

    10 мар­та 2020 года Госу­дар­ствен­ная Дума при­ня­ла во вто­ром чте­нии про­ект Зако­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции о поправ­ке к Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции «О совер­шен­ство­ва­нии регу­ли­ро­ва­ния отдель­ных вопро­сов орга­ни­за­ции и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пуб­лич­ной вла­сти». См. этот зако­но­про­ект по пря­мой ссыл­ке http://legal-sense.ru/wp-content/uploads/2020/03/Законопроект-о-поправке-к-Конституции.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *